Наказывать ребенка или нет. Несколько советов
Наказывать ребенка или нет. Несколько советов…
Первый вопрос
С какого возраста можно наказывать? Сколько может длится наказание?
1. Наказание должно следовать сразу за проступком и чем младше ребенок, тем короче срок между проступком и наказанием.
2. Поощрение (похвала) и наказание должны соотноситься 7:1, т.е вы хвалите ребенка в семь раз чаще, чем ругаете и наказываете. 3. Наказание должно быть пропорционально возрасту и проступку. В 3 года например, вы можете наказать ребенка тем, что просто отвернетесь от нее или сердито посмотрите, а в 5 — этого может быть недостаточно. Для рассчета времени наказания ДОШКОЛЬНИКА можно пользоваться схемой 1 год — 1 минута.
4. И самое главное: ВСЕГДА, ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЕНКУ ЗА ЧТО ВЫ ЕГО НАКАЗЫВАЕТЕ. И звучать это должно приблизительно так: «Когда ты так-то и так-то себя ведешь мне не нравится (так не принято, это опасно, и т.д.), посиди в комнате 5 минут, остынь (подумай)». А еще с детьми можно ДОГОВАРИВАТЬСЯ (но не шантажировать). И это работает. Помните, что дети ведут себя не так как нам хочется в трех случаях — когда не знают КАК НАДО(тогда объясняем, иногда не один раз и не в одной ситуации, и никто не застрахован от того, что ТО КАК родитель объясняет просто непонятно и недоступно ребенку ), и когда хотят привлечь наше внимание (ищем причину и объясняем, почему не можем сделать так как ребенку хочется, либо удовлетворяем его потребности). А еще потому, что они дети.
Второй вопрос
Как лучше поступить, когда ребенок сразу после наказания с ревом бросается к тебе, прячась в коленях? Отстранить, пожалеть, успокоить или подождать, когда сам успокоится?
1. Начать стоит с выработки ВСЕМИ взрослыми членами семьи определенной ЕДИНОЙ стратегии воспитания по основным вопросам. Такими вопросами могут быть
— что ребенку категорически нельзя (почему?)
— что можно с разрешения взрослых, или при определенных условиях (каких?)
— что ребенку можно
— какие дисциплинарные санкции применять при нарушении правил (умышленно не пишу «наказание», поскольку не факт, что в каждом случае придется ребенка именно наказывать)
— не забывайте о том, что дети растут и иногда эти правила будут, безусловно, меняться, рамки будут раздвигаться.
Обсудить эти вопросы на семейном совете и неукоснительно их придерживаться. Да, это сложно, но без этого общение с ребенком будет еще более запутанным, а не имея четких или имея размытые границы, у детей часто развиваются неврозы (к 6-8 годам это ох как заметно, да и корректировать лучше причину, чем сам невроз)
2. Если кто-то из родителей что-то запретил, и ребенок бежит к другому, в надежде на разрешение – все же не стоит этого делать, даже если требуемое попадает в категорию «что можно с разрешения взрослых». Лучше объяснить малышу, что у папы (мамы), вероятно, имелись на запрет определенные причины и, возможно, немного попозже он сможет это получить.
3. Дети учатся манипулировать уже с 3 месяцев, и пока у них плохо развиты коммуникативные навыки, малышня гораздо лучше нас взрослых считывает невербальные сигналы (мимику, жесты), а поэтому прекрасно добивается желаемого. Бежать к маме и прижиматься к ней со слезами после наказания – это тоже манипуляция. Не стоит впадать в крайности. Оттолкнув малыша Вы покажете ему тем самым, что он брошен и Вы его больше не любите (именно так воспринимают дети!). Прижав и пожалев – ребенок вообще ничего не поймет. Злитесь Вы или все-таки жалеете. Каша в голове, как я уже говорила, только во вред ребенку. Так что же делать? Вы можете взять ребенка за руку и СПОКОЙНО, без дерганий, истерик, нервов и крика продолжить путь (если конфликт на улице). Начинать разговор, пока ребенок более-менее не успокоился просто бесполезно. Он Вас не услышит. Если это дома, в комнате с Вами, просто будьте рядом, но не надо ни нотаций, ни «пожалеек, бусек».
4. Идеальный вариант – активное слушание и выражение понимания чувств ребенка.
Первый вопрос
С какого возраста можно наказывать? Сколько может длится наказание?
1. Наказание должно следовать сразу за проступком и чем младше ребенок, тем короче срок между проступком и наказанием.
2. Поощрение (похвала) и наказание должны соотноситься 7:1, т.е вы хвалите ребенка в семь раз чаще, чем ругаете и наказываете. 3. Наказание должно быть пропорционально возрасту и проступку. В 3 года например, вы можете наказать ребенка тем, что просто отвернетесь от нее или сердито посмотрите, а в 5 — этого может быть недостаточно. Для рассчета времени наказания ДОШКОЛЬНИКА можно пользоваться схемой 1 год — 1 минута.
4. И самое главное: ВСЕГДА, ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЕНКУ ЗА ЧТО ВЫ ЕГО НАКАЗЫВАЕТЕ. И звучать это должно приблизительно так: «Когда ты так-то и так-то себя ведешь мне не нравится (так не принято, это опасно, и т.д.), посиди в комнате 5 минут, остынь (подумай)». А еще с детьми можно ДОГОВАРИВАТЬСЯ (но не шантажировать). И это работает. Помните, что дети ведут себя не так как нам хочется в трех случаях — когда не знают КАК НАДО(тогда объясняем, иногда не один раз и не в одной ситуации, и никто не застрахован от того, что ТО КАК родитель объясняет просто непонятно и недоступно ребенку ), и когда хотят привлечь наше внимание (ищем причину и объясняем, почему не можем сделать так как ребенку хочется, либо удовлетворяем его потребности). А еще потому, что они дети.
Второй вопрос
Как лучше поступить, когда ребенок сразу после наказания с ревом бросается к тебе, прячась в коленях? Отстранить, пожалеть, успокоить или подождать, когда сам успокоится?
1. Начать стоит с выработки ВСЕМИ взрослыми членами семьи определенной ЕДИНОЙ стратегии воспитания по основным вопросам. Такими вопросами могут быть
— что ребенку категорически нельзя (почему?)
— что можно с разрешения взрослых, или при определенных условиях (каких?)
— что ребенку можно
— какие дисциплинарные санкции применять при нарушении правил (умышленно не пишу «наказание», поскольку не факт, что в каждом случае придется ребенка именно наказывать)
— не забывайте о том, что дети растут и иногда эти правила будут, безусловно, меняться, рамки будут раздвигаться.
Обсудить эти вопросы на семейном совете и неукоснительно их придерживаться. Да, это сложно, но без этого общение с ребенком будет еще более запутанным, а не имея четких или имея размытые границы, у детей часто развиваются неврозы (к 6-8 годам это ох как заметно, да и корректировать лучше причину, чем сам невроз)
2. Если кто-то из родителей что-то запретил, и ребенок бежит к другому, в надежде на разрешение – все же не стоит этого делать, даже если требуемое попадает в категорию «что можно с разрешения взрослых». Лучше объяснить малышу, что у папы (мамы), вероятно, имелись на запрет определенные причины и, возможно, немного попозже он сможет это получить.
3. Дети учатся манипулировать уже с 3 месяцев, и пока у них плохо развиты коммуникативные навыки, малышня гораздо лучше нас взрослых считывает невербальные сигналы (мимику, жесты), а поэтому прекрасно добивается желаемого. Бежать к маме и прижиматься к ней со слезами после наказания – это тоже манипуляция. Не стоит впадать в крайности. Оттолкнув малыша Вы покажете ему тем самым, что он брошен и Вы его больше не любите (именно так воспринимают дети!). Прижав и пожалев – ребенок вообще ничего не поймет. Злитесь Вы или все-таки жалеете. Каша в голове, как я уже говорила, только во вред ребенку. Так что же делать? Вы можете взять ребенка за руку и СПОКОЙНО, без дерганий, истерик, нервов и крика продолжить путь (если конфликт на улице). Начинать разговор, пока ребенок более-менее не успокоился просто бесполезно. Он Вас не услышит. Если это дома, в комнате с Вами, просто будьте рядом, но не надо ни нотаций, ни «пожалеек, бусек».
4. Идеальный вариант – активное слушание и выражение понимания чувств ребенка.
Комментарии (1)