Как оценить способность ребенка говорить и понимать сказанное
Топики
Обучение и развитие
Методики раннего развития детей дошкольного возраста, проблемы воспитания и обучения
Как оценить способность ребенка говорить и понимать сказанное?
Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте вопросы, соответствующие возрасту Вашего ребенка, проставьте ответы (да или нет).
РОЖДЕНИЕ
Слушание и восприятие:
Слышит ли ребенок речь?
Пугается ли он или плачет от шума?
Просыпается ли он от громких звуков?
Речевое развитие:
Приятно ли ребенку издавать звуки?
Издает ли он звуки, когда Вы играете с ним, смотрите на него, перестаете смотреть и смотрите снова?
Оценка результатов
0-3 МЕСЯЦА
Слушание и восприятие:
Поворачивает ли ребенок голову, когда Вы смотрите на него?
Улыбается ли он, когда Вы говорите с ним?
Кажется ли Вам, что ребенок узнает Ваш голос и перестает плакать, если Вы обращаетесь к нему?
Речевое развитие:
Повторяет ли ребенок разнообразные звуки (воркует ли)?
Можно ли по характеру плача понять, что хочет ребенок?
Улыбается ли ребенок при виде Вас?
Оценка результатов
4-6 МЕСЯЦЕВ
Слушание и восприятие:
Реагирует ли ребенок на слово «нет»?
На изменения в тоне голоса?
Начинает ли он оглядываться, услышав новые звуки, например, звонок в дверь, шум пылесоса, лай собаки?
Замечает ли ребенок игрушки, издающие звуки?
Речевое развитие:
Лепечет ли ребенок, произнося различные звуки, например, Б, В, Т?
Дает ли ребенок понять (жестом или лепетом), если хочет чего-то еще?
Издает ли ребенок булькающие звуки, когда остается один?
Оценка результатов
7-12 МЕСЯЦЕВ
Слушание и восприятие:
Понимает ли ребенок слова, обозначающие названия часто употребляемых предметов (чашка, вода, игрушка)?
Выполняет ли он требование «Иди сюда»?
Понимает ли, что обозначает «Хочешь еще?»
Нравится ли ребенку играть в «ладушки», «сороку-белобоку»?
Откликается ли он на свое имя?
Прислушивается ли он к разговору?
Речевое развитие:
Пытается ли ребенок подражать звукам?
Использует ли ребенок речевые звуки вместо крика, чтобы привлечь внимание?
Произносит ли он цепочки слогов?
Начинает ли он произносить слова типа мама, папа, дай, нет, пока (слова могут произноситься нечетко).
Оценка результатов
1-2 ГОДА
Слушание и восприятие:
Показывает ли ребенок по просьбе части тела?
Выполняет ли простые команды «Кати мяч», «Обними куклу», «Найди ботинки»?
Слушает ли простые стихи, сказки, потешки, песенки?
Показывает ли по просьбе изображения на картинках?
Речевое развитие:
Начинает ли ребенок задавать вопросы, например, «Где кошка?»
Появляются ли простые предложения, например: «Дай пить»?
Появляются ли в его речи новые звуки?
Говорит ли он больше с каждым месяцем?
Оценка результатов
2-3 ГОДА
Слушание и восприятие:
Выполняет ли он двухступенчатую инструкцию, например: «Куклу положи спать, а мишке дай суп»?
Понимает ли различия между словами: иди-стой, большой-маленький, верх-низ?
Различает ли «домашние звуки»: телефонный звонок, звук телевизора, хлопанье дверью?
Речевое развитие:
Просит ли ребенок у Вас то, что ему нужно?
Может ли он назвать словами практически все?
Появились ли у него предложения, состоящие из двух-трех слов?
Легко ли Вы понимаете то, что говорит ребенок?
Оценка результатов
3-4 ГОДА
Слушание и восприятие:
Способен ли ребенок услышать мяукание кошки в соседней комнате?
Включает ли он радио или телевизор с большей громкостью, чем другие члены семьи?
Отвечает ли на вопросы: «кто?», «что?», «где?», «почему?»
Речевое развитие:
Рассказывает ли ребенок о том, что делал в детском саду? Пересказывает ли то, что ему читают?
Произносит ли он правильно большинство звуков?
Понимают ли речь ребенка посторонние?
Пользуется ли он предложениями, состоящими из трех-четырех слов?
Оценка результатов
4-5 ЛЕТ
Слушание и восприятие:
Все ли понимает ребенок из того, что он слышит дома и в детском саду?
Все ли родные и близкие, воспитатели, знакомые считают, что ребенок слышит хорошо?
Нравится ли ему, когда читают, задает ли он вопросы по содержанию услышанного?
Речевое развитие:
Легко ли ребенок общается с детьми и взрослыми?
Все ли звуки он произносит правильно?
Пользуется ли он предложениями, состоящими из пяти-шести слов?
Считаете ли Вы, что его речь грамматически правильно оформлена?
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Если на все вопросы Вы ответили «да» — ХОРОШО — восприятие и речевое развитие соответствует возрасту.
В Ваших ответах встречается:
Одно-два «нет» — ВНИМАНИЕ, есть основание для беспокойства.
Три и больше «нет» — ДЕЙСТВУЙТЕ, Вашему ребенку может быть необходима помощь специалистов. Проконсультируйтесь у педиатра, психиатра, невролога, логопеда, психолога.
Литература:
Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.
Вопросы подготовлены американской ассоциацией логопедов.
по материалам сайта
Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте вопросы, соответствующие возрасту Вашего ребенка, проставьте ответы (да или нет).
РОЖДЕНИЕ
Слушание и восприятие:
Слышит ли ребенок речь?
Пугается ли он или плачет от шума?
Просыпается ли он от громких звуков?
Речевое развитие:
Приятно ли ребенку издавать звуки?
Издает ли он звуки, когда Вы играете с ним, смотрите на него, перестаете смотреть и смотрите снова?
Оценка результатов
0-3 МЕСЯЦА
Слушание и восприятие:
Поворачивает ли ребенок голову, когда Вы смотрите на него?
Улыбается ли он, когда Вы говорите с ним?
Кажется ли Вам, что ребенок узнает Ваш голос и перестает плакать, если Вы обращаетесь к нему?
Речевое развитие:
Повторяет ли ребенок разнообразные звуки (воркует ли)?
Можно ли по характеру плача понять, что хочет ребенок?
Улыбается ли ребенок при виде Вас?
Оценка результатов
4-6 МЕСЯЦЕВ
Слушание и восприятие:
Реагирует ли ребенок на слово «нет»?
На изменения в тоне голоса?
Начинает ли он оглядываться, услышав новые звуки, например, звонок в дверь, шум пылесоса, лай собаки?
Замечает ли ребенок игрушки, издающие звуки?
Речевое развитие:
Лепечет ли ребенок, произнося различные звуки, например, Б, В, Т?
Дает ли ребенок понять (жестом или лепетом), если хочет чего-то еще?
Издает ли ребенок булькающие звуки, когда остается один?
Оценка результатов
7-12 МЕСЯЦЕВ
Слушание и восприятие:
Понимает ли ребенок слова, обозначающие названия часто употребляемых предметов (чашка, вода, игрушка)?
Выполняет ли он требование «Иди сюда»?
Понимает ли, что обозначает «Хочешь еще?»
Нравится ли ребенку играть в «ладушки», «сороку-белобоку»?
Откликается ли он на свое имя?
Прислушивается ли он к разговору?
Речевое развитие:
Пытается ли ребенок подражать звукам?
Использует ли ребенок речевые звуки вместо крика, чтобы привлечь внимание?
Произносит ли он цепочки слогов?
Начинает ли он произносить слова типа мама, папа, дай, нет, пока (слова могут произноситься нечетко).
Оценка результатов
1-2 ГОДА
Слушание и восприятие:
Показывает ли ребенок по просьбе части тела?
Выполняет ли простые команды «Кати мяч», «Обними куклу», «Найди ботинки»?
Слушает ли простые стихи, сказки, потешки, песенки?
Показывает ли по просьбе изображения на картинках?
Речевое развитие:
Начинает ли ребенок задавать вопросы, например, «Где кошка?»
Появляются ли простые предложения, например: «Дай пить»?
Появляются ли в его речи новые звуки?
Говорит ли он больше с каждым месяцем?
Оценка результатов
2-3 ГОДА
Слушание и восприятие:
Выполняет ли он двухступенчатую инструкцию, например: «Куклу положи спать, а мишке дай суп»?
Понимает ли различия между словами: иди-стой, большой-маленький, верх-низ?
Различает ли «домашние звуки»: телефонный звонок, звук телевизора, хлопанье дверью?
Речевое развитие:
Просит ли ребенок у Вас то, что ему нужно?
Может ли он назвать словами практически все?
Появились ли у него предложения, состоящие из двух-трех слов?
Легко ли Вы понимаете то, что говорит ребенок?
Оценка результатов
3-4 ГОДА
Слушание и восприятие:
Способен ли ребенок услышать мяукание кошки в соседней комнате?
Включает ли он радио или телевизор с большей громкостью, чем другие члены семьи?
Отвечает ли на вопросы: «кто?», «что?», «где?», «почему?»
Речевое развитие:
Рассказывает ли ребенок о том, что делал в детском саду? Пересказывает ли то, что ему читают?
Произносит ли он правильно большинство звуков?
Понимают ли речь ребенка посторонние?
Пользуется ли он предложениями, состоящими из трех-четырех слов?
Оценка результатов
4-5 ЛЕТ
Слушание и восприятие:
Все ли понимает ребенок из того, что он слышит дома и в детском саду?
Все ли родные и близкие, воспитатели, знакомые считают, что ребенок слышит хорошо?
Нравится ли ему, когда читают, задает ли он вопросы по содержанию услышанного?
Речевое развитие:
Легко ли ребенок общается с детьми и взрослыми?
Все ли звуки он произносит правильно?
Пользуется ли он предложениями, состоящими из пяти-шести слов?
Считаете ли Вы, что его речь грамматически правильно оформлена?
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Если на все вопросы Вы ответили «да» — ХОРОШО — восприятие и речевое развитие соответствует возрасту.
В Ваших ответах встречается:
Одно-два «нет» — ВНИМАНИЕ, есть основание для беспокойства.
Три и больше «нет» — ДЕЙСТВУЙТЕ, Вашему ребенку может быть необходима помощь специалистов. Проконсультируйтесь у педиатра, психиатра, невролога, логопеда, психолога.
Литература:
Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.
Вопросы подготовлены американской ассоциацией логопедов.
по материалам сайта
Комментарии (0)