Как научить ребёнка правильно говорить
Мне, как наверное и любой маме очень хотелось, чтобы мой малыш поскорее начал говорить. К тому времени, как сыну исполнился год я уже привыкла к таким словам как мама, папа и бах и мечтала о том времени, когда мой монолог превратится в наш с ним диалог. Читая разную литературу и статьи в интернете я нашла много разных советов о том, как наполнить словарный запас ребёнка и научить его говорить правильно и чётко. Вот основные правила, которые помогли мне справиться с этой задачей самостоятельно — к двум годам сынуля уже умел правильно строить предложения, подбирая нужные окончания к словам и вполне понятно говорить на общие темы.
С самого рождения маме нужно постоянно разговаривать с ребенком, напевать ему: А-а-а! О-о-о! Малыш должен видеть лицо мамы, ее артикуляцию. По-чаще наклоняйтесь к малышу, заглядывайте в личико, ласково воркуйте с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.
Разговаривайте с вашим малышом обо всем, комментируйте все свои действия: «Мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Лене. Леночка, на!» Ведь все действия, знакомые и привычные вам (многое вы делаете автоматически), являются неизвестными вашему ребёнку (он не имеет такого жизненного опыта).
Разговаривая с ребенком, всегда устанавливайте с ним визуальный контакт — он должен видеть ваше лицо, мимику и артикуляцию. Произносите все слова чётко, чтобы малышу было проще их повторить. Показывая картинку, на которой изображён, например, поезд, громко и чётко говорите «Это поо-езд». А имитируя сигнал, который подаёт поезд «Туу-туу» вытягивайте вперёд губы, чтобы ребёнок понимал, как формируется звук «у».
С рождения читайте крохе художественную литературу – сказки, стишки, потешки. Произведения выбирайте по возрасту, а книжки с большими красочными иллюстрациями. У маленького ребенка наглядное мышление, поэтому, читая стихотворение или сказку, на картинках ищите вместе с ребёнком, рассматривайте и обсуждайте героев, давайте им свою оценку. Художественная литература поможет обогатить словарь малыша красочными эпитетами, словами, которые мы не часто употребляем в повседневной жизни.
Когда малыш начинает говорить, приучайте себя разговаривать с ним своим обычным голосом, не сюсюкайте, не говорите нарочито громко, и четко произносите звуки. Утрированная артикуляция может применяться только, когда вы называете новое или труднопроизносимое слово. В этом случае нужно смотреть ребёнку в лицо и каждый звук выговаривать громче и чётче, чем обычно.
Не нужно заменять сложные слова простыми. Подводная лодка должна быть подводной лодкой, а не корабликом, а кепка, шляпа, панама не должны обобщаться одним словом шапка. Если для каждой вещи будет своё слово, то ребёнок вскоре их запомнит и научится эти вещи различать.
Когда вы комментируете то, что видит ребёнок, употребляйте не только существительные «Это луна, солнышко, машина», но и глаголы «Солнышко светит, заходит, улыбается. Машина едет, остановилась, завелась, разворачивается», а так же прилагательные — признаки предметов «Трава зелёная, мягкая, высокая. Стол деревянный, твёрдый, круглый». Всё это поможет быстрее накопить малышу необходимый словарный запас.
Используйте противопоставления: слоник большой, а мышка маленькая, солнышко радостное, светлое, а тучка хмурая, темная. Таким образом вы поможете малышу систематизировать словарный запас и ему будет легче подобрать нужное слово в конкретной ситуации.
Играйте со звуками, слогами, словами. Слоги: вы говорите малышу: «Ма-ма-ма», а он вам: «Па-па-па», вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту» и т.д. Такие занятия смогут развлечь ребёнка, потренируют чёткость произношения и станут хорошей гимнастикой для губ и язычка. Слова: спрашивайте ребёнка «Что бывает мягким (подушка, хлеб, трава, кошка, животик и т.д.), съедобным, жёлтым?» и по очереди называйте слова или показывайте на любые предметы, задавайте вопрос «Что это?» и отвечайте по очереди.
Чтобы малыш быстрее заговорил, необходимо развивать мелкую моторику. Совсем маленьким деткам массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Ладушки», «Сорока»). Деткам по старше нужно предлагать игрушки и предметы из разного материала – мягкие, резиновые, пластмассовые, деревянные, шершавые, колючие, гладкие, пупырчатые. Крупы, макароны, фасоль, песок хорошо развивают мелкую моторику, а так же лепка, рисование, конструирование и собирание мозаики.
Больше говорите, пойте, шутите с ребёнком и поощряйте любую его речевую активность и тогда ваш малыш быстро станет для вас интересным собеседником.
Другие темы в данном разделе на Лунтиках — Как научить, помочь, вылечить ребенка
С самого рождения маме нужно постоянно разговаривать с ребенком, напевать ему: А-а-а! О-о-о! Малыш должен видеть лицо мамы, ее артикуляцию. По-чаще наклоняйтесь к малышу, заглядывайте в личико, ласково воркуйте с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.
Разговаривайте с вашим малышом обо всем, комментируйте все свои действия: «Мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Лене. Леночка, на!» Ведь все действия, знакомые и привычные вам (многое вы делаете автоматически), являются неизвестными вашему ребёнку (он не имеет такого жизненного опыта).
Разговаривая с ребенком, всегда устанавливайте с ним визуальный контакт — он должен видеть ваше лицо, мимику и артикуляцию. Произносите все слова чётко, чтобы малышу было проще их повторить. Показывая картинку, на которой изображён, например, поезд, громко и чётко говорите «Это поо-езд». А имитируя сигнал, который подаёт поезд «Туу-туу» вытягивайте вперёд губы, чтобы ребёнок понимал, как формируется звук «у».
С рождения читайте крохе художественную литературу – сказки, стишки, потешки. Произведения выбирайте по возрасту, а книжки с большими красочными иллюстрациями. У маленького ребенка наглядное мышление, поэтому, читая стихотворение или сказку, на картинках ищите вместе с ребёнком, рассматривайте и обсуждайте героев, давайте им свою оценку. Художественная литература поможет обогатить словарь малыша красочными эпитетами, словами, которые мы не часто употребляем в повседневной жизни.
Когда малыш начинает говорить, приучайте себя разговаривать с ним своим обычным голосом, не сюсюкайте, не говорите нарочито громко, и четко произносите звуки. Утрированная артикуляция может применяться только, когда вы называете новое или труднопроизносимое слово. В этом случае нужно смотреть ребёнку в лицо и каждый звук выговаривать громче и чётче, чем обычно.
Не нужно заменять сложные слова простыми. Подводная лодка должна быть подводной лодкой, а не корабликом, а кепка, шляпа, панама не должны обобщаться одним словом шапка. Если для каждой вещи будет своё слово, то ребёнок вскоре их запомнит и научится эти вещи различать.
Когда вы комментируете то, что видит ребёнок, употребляйте не только существительные «Это луна, солнышко, машина», но и глаголы «Солнышко светит, заходит, улыбается. Машина едет, остановилась, завелась, разворачивается», а так же прилагательные — признаки предметов «Трава зелёная, мягкая, высокая. Стол деревянный, твёрдый, круглый». Всё это поможет быстрее накопить малышу необходимый словарный запас.
Используйте противопоставления: слоник большой, а мышка маленькая, солнышко радостное, светлое, а тучка хмурая, темная. Таким образом вы поможете малышу систематизировать словарный запас и ему будет легче подобрать нужное слово в конкретной ситуации.
Играйте со звуками, слогами, словами. Слоги: вы говорите малышу: «Ма-ма-ма», а он вам: «Па-па-па», вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту» и т.д. Такие занятия смогут развлечь ребёнка, потренируют чёткость произношения и станут хорошей гимнастикой для губ и язычка. Слова: спрашивайте ребёнка «Что бывает мягким (подушка, хлеб, трава, кошка, животик и т.д.), съедобным, жёлтым?» и по очереди называйте слова или показывайте на любые предметы, задавайте вопрос «Что это?» и отвечайте по очереди.
Чтобы малыш быстрее заговорил, необходимо развивать мелкую моторику. Совсем маленьким деткам массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Ладушки», «Сорока»). Деткам по старше нужно предлагать игрушки и предметы из разного материала – мягкие, резиновые, пластмассовые, деревянные, шершавые, колючие, гладкие, пупырчатые. Крупы, макароны, фасоль, песок хорошо развивают мелкую моторику, а так же лепка, рисование, конструирование и собирание мозаики.
Больше говорите, пойте, шутите с ребёнком и поощряйте любую его речевую активность и тогда ваш малыш быстро станет для вас интересным собеседником.
Другие темы в данном разделе на Лунтиках — Как научить, помочь, вылечить ребенка
Комментарии (0)