Сухое и мокрое валяние из шерсти. История, инструменты

История
Войлок… Некогда этот материал был единственным видом текстиля для многих народов, особенно кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, чулки, головные уборы, плащи – вот не полный перечень изделий из войлока.

Сегодня один из самых старых, традиционных материалов вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой в одежде.

Текстильная глина – так часто называют шерсть (ведь войлок получается из шерсти: верблюжьей, овечьей, козьей). Он годиться не только для экспериментов модельеров, гораздо шире возможности этого уникального материала раскрываются в условиях самостоятельного творчества.

Свойства
Валяние, как процесс изготовления шерстяных изделий, возможен только благодаря особенности строения волосков шерсти.

Под микроскопом хорошо видно, что волоски шерсти имеют чешуйчатую поверхность, и чешуйки, располагаясь в один слой, налегают друг на друга наподобие черепицы. При очень большом увеличении такой волосок будет напоминать ствол пальмы, как его обычно изображают дети. И когда, в процессе валяния, шерстяные волокна хаотично переплетаются друг с другом, чешуйки начинают играть роль «замочков», не позволяя им высвободиться. Поэтому шерсть – единственное волокно, которое можно свалять.

При валянии объем шерстяного кома значительно уменьшается (у войлока до 80%), а плотность и прочность возрастают, но до определенного предела, после которого перенапряженные волокна начинают разрываться и материал превращается в труху.

Таким образом, процесс создания из шерсти и плоских, и объемных изделий подразумевает использование технологий и приемов, которые бы позволяли должным образом смешивать и переплетать волокна шерсти.
Существует два способа валяния шерсти: мокрое и сухое, а также их комбинации.

Мокрое валяние
Это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используется водный мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их не за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.

Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые «замочки» их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную ему в ходе валяния форму.

Таким способом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очечники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные оболочки для изделий, подлежащих наполнению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры).

Сухое валяние из шерсти игрушек
Этот способ называют также фильцеванием. Он подразумевает перемешивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные од небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски.


Не сложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие.

Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки.

Материалы
Для валяния может применяться любая натуральная шерсть, которая попадется вам в продаже в магазине или у бабушек на рынке. Это может быть и грубая овечья шерсть, из которой валяются валенки. Она подойдет для изготовления игрушек и изделий в этническом стиле. Для этих же целей можно использовать верблюжку – верблюжью шерсть.
Для экономии цветной шерсти при валянии целесообразно взять более дешевый материал, который называется сливер (это расчесанная овечья шерсть без остевых волосков). Из него изготавливается основа, поверх которой уже выкладывается декоративный слой из цветной шерсти.
Для набивки войлочных оболочек применяется очес – это мелкие волоски овечьей шерсти.
При отсутствии нужного цвета используют выбеленку (выбеленная овечья шерсть), предварительно покрасив ее в нужный цвет.
Меринос – полутонкая овечья шерсть и ангора – шерсть ангорской козы с шелковистым блеском используются для декора и отделки изделий.

Инструменты и приспособления
Основной инструмент – это игла для фильцевания.

Изготавливаются они разных типоразмеров рабочей зоне. По форме сечения бывают треугольные, корончатые и звездчатые, а по типоразмерам делятся на 3 группы: тонкие, средние и толстые. Толстые иглы с длинным лезвием применяются на начальном этапе для работы с грубой шерстью, средние – на основном этапе, а тонкие используются для чистовой доводки форм и линий.

Материал игл – закаленная сталь – твердый, но хрупкий, не переносит изгибающих моментов, поэтому нужно аккуратно обращаться с тонкими иглами, не следует допускать наклона руки в момент, когда игла находится в материале.

Для удобства работы иглы заправляют в держатели ручки.



В ручки можно заправить как одну, так и несколько игл.



Несколько игл удобно использовать, когда требуется профильцевать большую площадь – это ускоряет процесс. Существуют и усовершенствованные устройства, как например, фильцеватель фирмы «GLOVER». Он снабжен пружинным устройством и прозрачным предохранительным цилиндром. Ничего не скажешь – удобно.
«Доморощенный вариант»: одна или несколько игл приматываются к пробке скотчем.


Во втором случае важно, чтобы иглы встали параллельно друг другу. Но, истины ради, нужно заметить, что если приходится работать одной иглой, то удобнее без всяких ручек – лучше ощущается и точнее движения.

При фильцевании существует один важный момент: игла проходит сквозь изделие и при этом она не должна оказываться в вашем пальце (если изделие на весу) – больно, либо тыкаться в стол – затупится. Если в первом случае все зависит о вашей аккуратности, то во втором – необходимо использовать поролоновую подложку или специальный матик.

Вот, собственно, и вся «механизация» при ручном способе работы с войлоком. Остальные принадлежности столь просты, что не стоит заниматься их описанием.

из книги «Все о войлоке и фильцевании» Красникова Г, Бублик В., Мамонова М.
Интересные идеи и мастер классы по валянию:
Мокрое валяние из шерсти
Сухое валяние из шерсти

Комментарии (0)