Методика развития речи и памяти у детей - воспитываем и развиваем детей по Бенджамину Споку
Топики
Обучение и развитие
Методики раннего развития детей дошкольного возраста, проблемы воспитания и обучения
Мало родителей, которые не слышали о воспитании по доктору Бенджамину Споку. Действительно, американец Бенджамин Спок очень известен и не только своими трудами по воспитанию детей младшего возраста. Его можно сравнить толькои с нашим замечательным детским врачом Рошалем.
В самой известной книге – пособии доктора Спока — красной нитью проходит мысль: кормите и любите своего ребёнка, а взрослым он станет и без вашей помощи. В любом случае ребёнком не останется! Если чего-то очень не хочет делать – не настаивайте. Предложите это «что-то» через некоторое время и в другом варианте. Именно Б. Спок стал настойчиво рекомендовать кормить младенца не по часам, а, как сейчас говорят, по требованию, а также относиться к ребёнку достаточно демократично и не сюсюкать с ним.
А теперь перейдём к упражнениям и играм по методике Б.Спока для развития зрительной памяти у дошкольников.
Зрительная память
Нарисуйте малышу картинку – пусть на ней будет как можно больше всяческих мелочей. Например, домик с окошком или лучше двумя, на одном есть занавеска, а из другого кто-то выглядывает (кошка, бабушка в очках, цветок стоит…). Справа от домика ёлочка, слева другое дерево, например, яблоня – яблоки на ней висят. На крыше труба, из неё дым идёт. Солнышко в одном углу, в другом облачко, птичка летит. У дома цветочки растут, собачка сидит. Дайте задание: перерисовать эту картинку точно так, как у вас всё нарисовано. Самое важное здесь не художественные способности, а правильное изображение деталей. Главное, чтобы ничего не упустил: кошку на окошке, солнышко – чтобы оно было именно в том углу, где нарисовано и у вас. Если всё скопировано точно – порадуйтесь за своего малыша – зрительное восприятие у него хорошее. Если допущены
ошибки, не торопитесь обличать – пусть найдёт сам эти ошибки.
Слуховая память
Давайте ребёнку задания для развития слуховой памяти – например, различает ли он бытовые шумы, сможет ли, не оборачиваясь, определить, что включено: миксер, пылесос, фен? Или открылась дверца холодильника, или же это мама хлопнула духовкой? А ещё постоянно спрашивайте: «У тебя сейчас справа что? А над тобой? А если развернуться?»
Тактильная память
Педагоги и психологи придают огромное значение мелкой моторике – ведь если ребёнок хорошо владеет своими пальчиками, он и говорит лучше, и пишет, рисует, не уставая. Много внимания придаётся и координации. Для этого есть очень хорошее упражнение: ставьте справа миску с горохом, слева с фасолью, посередине – кастрюлю. Нужно одновременно двумя руками складывать и горошинки, и фасолинки в кастрюлю. Считается, что если ребёнок развивается нормально, то к 5-4 годам он с этим заданием справляется без проблем. А ещё в кастрюлю с мелкой крупой (например, ячневая, рисовая) спрятать какие-то мелкие предметы – пусть отыщет их. Усложнить задание можно так: положить эти мелкие предметы – игрушки в маленькие мешочки и спрятать в крупе: надо на ощупь отгадать, а что же это?
Развиваем речь
В наше время, когда ребёнка больше воспитывает телевизор, чем родители, речь детей стала достаточно бедной. Поэтому надо чаще разговаривать с ребёнком. Вспомните-ка своё детство, как неучёная бабушка всё с прибауточками, с присказками разговаривала с внучатами: «Вот сейчас эдаки-то красивые красные сапожки Ванятке обуем, а уж какую ему маменька жилетку связала!» Здесь всё: и своеобразный фольклор, знание о цвете, о вещах, о трудолюбии и заботе матери. Говорите, говорите с ребёнком, и он будет тоже с вами говорить. Предлагайте ему больше работы с бумагой, мелкими предметами, мозаикой, ножницами – это тоже развивает речь. Недаром великий Сухомлинский отметил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Не ждите от ребёнка молниеносных результатов, запаситесь терпением. Просто играйте, разговаривайте с ним. И любите его!
Другие темы этого раздела смотрите здесь – Методики раннего развития детей дошкольного возраста, проблемы воспитания и обучения
В самой известной книге – пособии доктора Спока — красной нитью проходит мысль: кормите и любите своего ребёнка, а взрослым он станет и без вашей помощи. В любом случае ребёнком не останется! Если чего-то очень не хочет делать – не настаивайте. Предложите это «что-то» через некоторое время и в другом варианте. Именно Б. Спок стал настойчиво рекомендовать кормить младенца не по часам, а, как сейчас говорят, по требованию, а также относиться к ребёнку достаточно демократично и не сюсюкать с ним.
А теперь перейдём к упражнениям и играм по методике Б.Спока для развития зрительной памяти у дошкольников.
Зрительная память
Нарисуйте малышу картинку – пусть на ней будет как можно больше всяческих мелочей. Например, домик с окошком или лучше двумя, на одном есть занавеска, а из другого кто-то выглядывает (кошка, бабушка в очках, цветок стоит…). Справа от домика ёлочка, слева другое дерево, например, яблоня – яблоки на ней висят. На крыше труба, из неё дым идёт. Солнышко в одном углу, в другом облачко, птичка летит. У дома цветочки растут, собачка сидит. Дайте задание: перерисовать эту картинку точно так, как у вас всё нарисовано. Самое важное здесь не художественные способности, а правильное изображение деталей. Главное, чтобы ничего не упустил: кошку на окошке, солнышко – чтобы оно было именно в том углу, где нарисовано и у вас. Если всё скопировано точно – порадуйтесь за своего малыша – зрительное восприятие у него хорошее. Если допущены
ошибки, не торопитесь обличать – пусть найдёт сам эти ошибки.
Слуховая память
Давайте ребёнку задания для развития слуховой памяти – например, различает ли он бытовые шумы, сможет ли, не оборачиваясь, определить, что включено: миксер, пылесос, фен? Или открылась дверца холодильника, или же это мама хлопнула духовкой? А ещё постоянно спрашивайте: «У тебя сейчас справа что? А над тобой? А если развернуться?»
Тактильная память
Педагоги и психологи придают огромное значение мелкой моторике – ведь если ребёнок хорошо владеет своими пальчиками, он и говорит лучше, и пишет, рисует, не уставая. Много внимания придаётся и координации. Для этого есть очень хорошее упражнение: ставьте справа миску с горохом, слева с фасолью, посередине – кастрюлю. Нужно одновременно двумя руками складывать и горошинки, и фасолинки в кастрюлю. Считается, что если ребёнок развивается нормально, то к 5-4 годам он с этим заданием справляется без проблем. А ещё в кастрюлю с мелкой крупой (например, ячневая, рисовая) спрятать какие-то мелкие предметы – пусть отыщет их. Усложнить задание можно так: положить эти мелкие предметы – игрушки в маленькие мешочки и спрятать в крупе: надо на ощупь отгадать, а что же это?
Развиваем речь
В наше время, когда ребёнка больше воспитывает телевизор, чем родители, речь детей стала достаточно бедной. Поэтому надо чаще разговаривать с ребёнком. Вспомните-ка своё детство, как неучёная бабушка всё с прибауточками, с присказками разговаривала с внучатами: «Вот сейчас эдаки-то красивые красные сапожки Ванятке обуем, а уж какую ему маменька жилетку связала!» Здесь всё: и своеобразный фольклор, знание о цвете, о вещах, о трудолюбии и заботе матери. Говорите, говорите с ребёнком, и он будет тоже с вами говорить. Предлагайте ему больше работы с бумагой, мелкими предметами, мозаикой, ножницами – это тоже развивает речь. Недаром великий Сухомлинский отметил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Не ждите от ребёнка молниеносных результатов, запаситесь терпением. Просто играйте, разговаривайте с ним. И любите его!
Другие темы этого раздела смотрите здесь – Методики раннего развития детей дошкольного возраста, проблемы воспитания и обучения
Комментарии (1)