Методика Как помочь ребенку победить страх- практические советы родителям

Многие детишки боятся чего-то, кого-то… Откуда эти постоянные страхи, которые составляют для многих основу жизни?!
«…Придёт серенький волчок и укусит за бочок», — поёт матушка колыбельную, а потом удивляется, когда слышит от ребёнка :«Мне страшно!». Давайте же вместе разберёмся, какие есть причины появления страхов у наших детей и как с ними бороться.

Во-первых, дети перенимают страхи от нас, родителей. Если мама боится собак, очень велик шанс, что и ребенок будет их бояться. То же самое относится к страху перед грозой и многому другому. Дети тревожных мам, готовых во всем вокруг видеть потенциальную опасность для своего малыша, вырастают сверхосторожными и боязливыми. А все потому, что на каждом шагу мама предупреждает их: «Осторожно! Машина! Внимание! Собака! Осторожно!...» И ребенок привыкает жить в тревоге, подсознательно все время ожидая какой-то опасности.

Во- вторых, детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без «защитного скафандра», и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи. Лишение ребенка возможности познавать мир путем проб и ошибок, стремление везде «подстелить ему соломки», чтобы не ушибся (как в прямом, так и в переносном смысле), как раз и способствуют появлению страхов.

Еще один источник страхов напрямую связан с тем, как родители обращаются с ребенком. Если мы частенько кричим на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к нам. Поскольку ему хотелось бы продолжать нас любить, он «переносит» свой страх на других людей, предметы или ситуации. Проблема заключается еще и в том, что страх способен переходить с одной ассоциации на другую и расширяться. Так, если ребенку, особенно совсем маленькому, делают болезненные уколы витамином «В», то сначала он будет бояться шприца, потом — людей в белых халатах, а в конечном итоге — поликлиники.

Для большинства детей самое неприятное время — отсутствие родителей дома. Малыши чувствуют себя брошенными, беззащитными. Привычные комнаты и вещи без взрослых «начинают» жить своей особой жизнью, становятся другими. Так бывает ночью. В темноте приоткрываются темные, потаенные стороны жизни занавесок и шкафов, одежды на вешалке и странных, неопознаваемых предметов, которых ребенок раньше не замечал. Если мама ушла в магазин, то некоторым детям даже днем страшно пошевелиться в кресле, пока она не придет. (Помните мальчика из к/фильма «Приключения Желтого чемоданчика»?)

Домашний мир для ребенка – это собственные переживания и фантазии, привязанные к вещам и людям, населяющим дом. Никогда нельзя заранее предположить, что именно в мире дома окажется для ребенка наиболее важным. Что сохранится в его памяти и повлияет на дальнейшую жизнь.

Внутри комнаты, квартиры или дома ребенок выделяет для себя любимые места, где он играет, мечтает, уединяется, фантазирует и медитирует (да-да). Оказывается, это свойственно практически всем детям. Ложась спать, кто-то разглядывает пятно на потолке, похожее на голову бородатого дядьки, кто-то — узор на обоях, напоминающий смешных зверюшек, и что-то придумывает про них. Всякое ослабление родительского защитного поля, которое должно надежно окутывать ребенка, вызывает в нем тревогу и ощущение того, что надвигающаяся опасность легко прорвет тонкую оболочку физического дома и достигнет его. Получается, что для ребенка присутствие любящих родителей кажется более прочным укрытием, чем все двери с замками.



Тема защищенности дома и страшных фантазий актуальна практически для всех детей определенного возраста. Она находит свое отражение в детском фольклоре (русская сказка «Гуси-лебеди»); в традиционных страшных историях, изустно передающихся от поколения к поколению («…закрывайте окна и двери, летит белая (черная) простынь»); в произведениях известных писателей («Призрак замка Морресвиль»).

Вообще-то, сказка — замечательная возможность для ребенка моделировать собственную жизнь. Не случайно все детские сказки, пришедшие из глубины веков, по своей сути добрые, нравоучительные, справедливые («Василиса Прекрасная», «Финист Ясный Сокол», даже «Баба Яга» – страшная снаружи, добрая внутри). Они как бы очерчивают для ребенка контуры поведения, следуя которым он будет успешным, эффективным, как личность. Конечно, говоря «успешным», имеется в виду не только карьерный и личностный контур, а также душевная гармония.

Малышу обязательно нужно рассказать сказку, где он вместе с героем побеждает, чтобы он захотел прожить эту ситуацию — ситуацию победы. Еще один совет, который обязательно пригодится: излюбленный прием Мэри Поппинс из знаменитой книги англичанки П. Л. Трэверс «Мэри Поппинс». Он состоял в том, чтобы резко переключить внимание ребенка и зафиксировать его на каком-нибудь конкретном предмете окружающей реальности, заставив что-то быстро и ответственно делать. Чаще всего Мэри обращает внимание ребенка на его собственное телесное «Я». Таким образом, она пытается вернуть в тело витающую неизвестно где душу воспитанника: «Причешись, пожалуйста!»; «У тебя опять развязались шнурки!»; «Иди умойся!»; «Посмотри, как лежит твой воротничок!». Ребёнок переключается, и страхи исчезают.

Страхи маленьких детей часто имеют так мало общего с реальностью, что взрослые почти постоянно повторяют «ничего страшного». Если ваш ребенок чего-то испугался, не отмахивайтесь, не раздражайтесь и ни в коем случае не стыдите ребенка за испытываемый страх. Объясните ему, что вполне нормально то, что он боится. Это в некоторых ситуациях намного важнее, чем просто отвлечь малыша.

Рисунок

Если страх уже мучает ребенка, его изживают раскрытием в рисунке и игре того, что породило страх. Нарисуйте вместе «страшного человека», чудищ, лешего, но потом сделайте их смешными. Пририсуйте улыбку, раскрасьте в цветочек, солнышко в рисунок добавьте. Пусть малыш сам нарисует себя рядом с ними, но себя вооруженного, смелого и непобедимого. И объекты страха потеряют свою угрожающую суть. Огонь на рисунке гаснет под напором воды, которым он, ребенок, в каске пожарника, заливает пламя. Лес населяется добрыми животными и людьми. В нем тропинка, а на тропинке мама и папа. И лес уже не страшен.

Игра

Если ребенок боится привидений — поиграйте в «привидения». Игра — лучшая психотерапия. Играя, можно побегать за волком с ружьем. И теперь уже волк боится, просит прощения за свои проделки. В игре можно и самому побыть волком, чудищем болотным, Змеем-Горынычем, попугать маму и бабушку, посмеяться над их страхом. Смех убивает страх. Очевидно, что в игре, как в древнем обряде, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное, смешное.

Мудростью и предусмотрительностью, любовью и добротой вы оградите от страхов своё чадо. Малыш должен знать, что вы всегда рядом, всегда придете ему на помощь, если таковая понадобится.

Другие темы этого раздела смотрите здесь – Методики раннего развития детей дошкольного возраста, проблемы воспитания и обучения

Комментарии (2)

Тут всё правильно сказано, никогда нельзя запугивать ребёнка, детская психика очень уязвима, а избавить ребёнка от страха будет очень сложно.
В статье описано, как можно победить детский страх с помощью рисунка, но это один из вариантов победить страх — нарисовать его и пририсовать ему улыбку, нарисовать себя радом с ним и т. д. Существует ещё несколько вариантов рисунка.
А также страх можно вылепить из пластилина.

Предложите ребёнку нарисовать свой страх.

Если на предложение нарисовать страх ваш ребенок отвечает, что не хочет или не умеет этого делать – не стоит его заставлять и принуждать, постарайтесь лучше подбодрить его: «А ты попробуй, я верю, что у тебя обязательно получится! Ты начни, а я тебе помогу». И действительно помогите, — только пусть малыш руководит, объясняет, направляет вас. При этом не забывайте, что основную часть работы ребенок должен проделать сам.
Далее, когда рисунок будет готов, поговорите с ребенком о его страхе, — спросите, почему он его боится. Задайте и другие вопросы: где живет страх, откуда взялся, какого он цвета, на что похож… И, наконец, – как можно его победить? Чего он (страх) cам боится больше всего на свете? Далее – по обстоятельствам: если страх, нарисованный ребенком, боится, к примеру, огня – листок с его изображением можно торжественно сжечь на металлическом подносе. А если – воды, то его можно отправить в дальнее плавание по канализации, предварительно спустив в унитаз. Страх можно изорвать, изрезать ножницами на мелкие кусочки, сделать из него самолетик и выпустить в окно.

Но можно поступить и по-другому. После того, как ребенок нарисовал свой страх, предложите ему с помощью тех же карандашей и красок превратить его во что-то безопасное, совсем не страшное а, может, даже и смешное. Если ваш малыш боится собаки или волка – пусть «отправит» страшного зверя в клетку с тяжелым замком, нарисовав и то, и другое. Если он опасается тигра с настенного календаря (бывает и такое) – пускай изобразит рядом с полосатым хищником дрессировщика, способного его обуздать. Кощея Бессмертного можно «нарядить» в шутовской колпак, розовые тапочки с помпонами и, в довершение всего, усадить на горшок. В таком комичном виде злобный персонаж сразу же утратит свою сверхъестественную силу. Наконец, ребенок может нарисовать себя побеждающим свой страх, не боящимся той или иной ситуации.
Кроме того, страх можно слепить из пластилина, а затем преобразовать его в нечто не несущие угрозы, жалкое или смешное, – вылепите Бармалею поросячий пятачок и задорный розовый хвостик, украсьте его голову красным бантиком в белый горошек. Также можно проиграть с ребенком тревожащую ситуацию, сочинить сказку, герой которой тоже чего-то поначалу побаивается, но, в итоге, одерживает победу над своим страхом, находит выход из сложившегося положения.