Развитие детских способностей с раннего возраста по Марии Гмошинской - Художники в памперсах :)
Топики
Обучение и развитие
Методики раннего развития детей дошкольного возраста, проблемы воспитания и обучения
Методика Марии Гмошинской предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой.
По многолетним наблюдениям Гмошинской, начинать приобщение малыша к прекрасному следует именно с 6 месяцев, можно позже, но не раньше, так как раньше чаще всего ребенок еще не готов физически. Подобное занятие предполагает физическую возможность сидения, а также к данному возрасту у ребенка неудержимой становиться тяга к познанию мира. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша.
Детское рисование должно быть продумано и хорошо организовано. Необходимо хорошо продумать и подготовить рабочее место и одежду ребёнка, а так же рабочий инвентарь.
В качестве рабочего инвентаря рекомендуется использовать специальный вид краски, не вызывающий аллергии для возможности рисования ручками ребенка (а при желании — и ножками). Ребенок запускает пальчики в удобную баночку — и творит, делает отпечатки, ставит кляксы и т.д. Данная краска не приносит вреда ребенку даже при случайном попадании в ротик. Бумагу тоже желательно взять большого размера(ватман) – раздолье для самовыражения малыша. Ребенку грудного возраста не достаточно размера листа А-4, так как мелкая моторика и координация движений еще не достаточно развита и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него. Одежда ребенка (для данного вида занятия желательно использовать специальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, при загрязнении которых не возникает сожаления) идеально подойдут старенькая футболка и штанишки, также желательно покрыть головку юного художника платочком. Местом для детской студии может использоваться любая комната в квартире с большим количеством дневного света и отсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей). Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Заниматься рисованием с грудничком желательно на полу (при наличии подогрева полов) у ребенка будет больше места для творчества и возможность свободного передвижения. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать маленькие стульчик и столик. Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений полученных за день.
В процессе рисования взрослому необходимо набраться терпения. Творчество ребёнка надо принимать таким, какое оно есть, не пытаться показывать, как надо правильно рисовать. Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша. После того, как ребенок уже ознакомился с новым для него предметом ( краской) начните рисовать одновременно с ребенком (!!! только на отдельном листе).
В процессе такого занятия ребенок прикасается к краске, начинает медленно размазывать ее по бумаге, сжимает в кулачке (исследует материал). Чаще всего в активную деятельность включаются лишь небольшая часть детей, начиная интенсивно размазывать краску по бумаге. У большинства же детей активные действия возникают на втором, третьем занятии и позднее. Детям очень нравится двигать рукой, при этом малыш делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения при соприкосновении с краской, чваканье при сжимании краски в ладошке. После шести месяцев, чаще всего, малыш уже понимает речь взрослого и значение действий. На этом этапе особенно повышается роль взрослого – нужно как можно больше рассказывать ребёнку как называются предметы, которые вас окружают в данном процессе, проговаривать все его действия во время занятия и те цвета краски, которые малыш использует. Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляется посредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот, объясняйте предназначение краски (рисовать, а не кушать). С ростом ребенка меняется техника рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, приходят на смену активному размазыванию, вызывающие еще больший восторг. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна – результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности. Не стоит работы грудничка подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Несомненно, внутреннее состояние малыша влияет на выбор красок, но при оценке работ необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и сколько времени малыш рисует красками, для того, чтобы оценить, мог ли он самостоятельно выбирать цвета, которые ему нужны в данный момент. Ребенок не зависимо от возраста, впервые увидев краску, вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши могут только к полутора-двум годам, но это дети, которые прошли этап грудничкового рисования.
Гмошинская не советует устраивать такие занятии чаще чем раз-два в неделю, начиная всего с 2-3 минут, а к годовалому возрасту это время увеличить в десять раз. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнал к завершению занятия. Из-за возможности развития синдрома отмены не рекомендуется допускать длительных перерывов в рисовании даже в летний период.
Согласно методики Гмошинской, необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого. Взрослый должен быть очень активен в процессе рисования, ведь детям свойственно копировать взрослого, всё за ним повторять!
Выводы:
1. Активность ребенка в процессе «рисования» зависит от активности матери.
2. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные — как у ребенка, так и у матери.
3. Чем раньше начата работа с красками, тем более совершенна она к 2,5 годам.
4. С возрастом меняется техника «рисования».
5. После овладения основными методами «рисования» ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста). У детей, прошедших этап младенческого рисования, как правило, не бывает боязни испачкать руки.
6. Процент заполнения листа в младенчестве не зависит от продолжительности работы.
7. Существуют любимые цвета, индивидуальные для ребенка.
8. К полутора годам дети, как правило, называют, что хотели изобразить.
9. После года (иногда до года) при рисовании дети охотно используют кисть.
Творите на здоровье!
О других методиках раннего развития детей можно прочитать здесь:
Методика развития детей Николая Зайцева — «Кубики Зайцева»
Методика раннего развития детей Никитиных
Методика развития детей Марии Монтессори
Методика развития детей Глена Домана
Комплекс упражнений по Б. Никитину
<a href=«luntiki.ru/blog/metodika/466.htmlМетодика развития Марии Гмошинской
Игры, которые лечат
По многолетним наблюдениям Гмошинской, начинать приобщение малыша к прекрасному следует именно с 6 месяцев, можно позже, но не раньше, так как раньше чаще всего ребенок еще не готов физически. Подобное занятие предполагает физическую возможность сидения, а также к данному возрасту у ребенка неудержимой становиться тяга к познанию мира. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша.
Детское рисование должно быть продумано и хорошо организовано. Необходимо хорошо продумать и подготовить рабочее место и одежду ребёнка, а так же рабочий инвентарь.
В качестве рабочего инвентаря рекомендуется использовать специальный вид краски, не вызывающий аллергии для возможности рисования ручками ребенка (а при желании — и ножками). Ребенок запускает пальчики в удобную баночку — и творит, делает отпечатки, ставит кляксы и т.д. Данная краска не приносит вреда ребенку даже при случайном попадании в ротик. Бумагу тоже желательно взять большого размера(ватман) – раздолье для самовыражения малыша. Ребенку грудного возраста не достаточно размера листа А-4, так как мелкая моторика и координация движений еще не достаточно развита и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него. Одежда ребенка (для данного вида занятия желательно использовать специальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, при загрязнении которых не возникает сожаления) идеально подойдут старенькая футболка и штанишки, также желательно покрыть головку юного художника платочком. Местом для детской студии может использоваться любая комната в квартире с большим количеством дневного света и отсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей). Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Заниматься рисованием с грудничком желательно на полу (при наличии подогрева полов) у ребенка будет больше места для творчества и возможность свободного передвижения. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать маленькие стульчик и столик. Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений полученных за день.
В процессе рисования взрослому необходимо набраться терпения. Творчество ребёнка надо принимать таким, какое оно есть, не пытаться показывать, как надо правильно рисовать. Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша. После того, как ребенок уже ознакомился с новым для него предметом ( краской) начните рисовать одновременно с ребенком (!!! только на отдельном листе).
В процессе такого занятия ребенок прикасается к краске, начинает медленно размазывать ее по бумаге, сжимает в кулачке (исследует материал). Чаще всего в активную деятельность включаются лишь небольшая часть детей, начиная интенсивно размазывать краску по бумаге. У большинства же детей активные действия возникают на втором, третьем занятии и позднее. Детям очень нравится двигать рукой, при этом малыш делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения при соприкосновении с краской, чваканье при сжимании краски в ладошке. После шести месяцев, чаще всего, малыш уже понимает речь взрослого и значение действий. На этом этапе особенно повышается роль взрослого – нужно как можно больше рассказывать ребёнку как называются предметы, которые вас окружают в данном процессе, проговаривать все его действия во время занятия и те цвета краски, которые малыш использует. Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляется посредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот, объясняйте предназначение краски (рисовать, а не кушать). С ростом ребенка меняется техника рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, приходят на смену активному размазыванию, вызывающие еще больший восторг. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна – результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности. Не стоит работы грудничка подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Несомненно, внутреннее состояние малыша влияет на выбор красок, но при оценке работ необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и сколько времени малыш рисует красками, для того, чтобы оценить, мог ли он самостоятельно выбирать цвета, которые ему нужны в данный момент. Ребенок не зависимо от возраста, впервые увидев краску, вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши могут только к полутора-двум годам, но это дети, которые прошли этап грудничкового рисования.
Гмошинская не советует устраивать такие занятии чаще чем раз-два в неделю, начиная всего с 2-3 минут, а к годовалому возрасту это время увеличить в десять раз. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнал к завершению занятия. Из-за возможности развития синдрома отмены не рекомендуется допускать длительных перерывов в рисовании даже в летний период.
Согласно методики Гмошинской, необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого. Взрослый должен быть очень активен в процессе рисования, ведь детям свойственно копировать взрослого, всё за ним повторять!
Выводы:
1. Активность ребенка в процессе «рисования» зависит от активности матери.
2. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные — как у ребенка, так и у матери.
3. Чем раньше начата работа с красками, тем более совершенна она к 2,5 годам.
4. С возрастом меняется техника «рисования».
5. После овладения основными методами «рисования» ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста). У детей, прошедших этап младенческого рисования, как правило, не бывает боязни испачкать руки.
6. Процент заполнения листа в младенчестве не зависит от продолжительности работы.
7. Существуют любимые цвета, индивидуальные для ребенка.
8. К полутора годам дети, как правило, называют, что хотели изобразить.
9. После года (иногда до года) при рисовании дети охотно используют кисть.
Творите на здоровье!
О других методиках раннего развития детей можно прочитать здесь:
Методика развития детей Николая Зайцева — «Кубики Зайцева»
Методика раннего развития детей Никитиных
Методика развития детей Марии Монтессори
Методика развития детей Глена Домана
Комплекс упражнений по Б. Никитину
<a href=«luntiki.ru/blog/metodika/466.htmlМетодика развития Марии Гмошинской
Игры, которые лечат
Комментарии (3)