Методика общения с агрессивным ребёнком - практические советы для родителей
Топики
Обучение и развитие
Методики раннего развития детей дошкольного возраста, проблемы воспитания и обучения
Возрастной период от 1 года до 2 лет характеризуется проявлением вспышек ярости. Сначала дети могут сердиться на неодушевленные предметы: стул, о который ударился, рукавичку, которая никак не хочет надеваться на руку. Затем гнев распространяется на взрослых, окружающих малыша: маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру. Вспышки ярости двухлетних детей требуют терпения со стороны родителей.
Несмотря ни на что родители должны проявлять заботу о малыше, стараться успокоить его, разговаривать с ним доброжелательным тоном.
Маленьким детям, которые еще не умеют разговаривать (или плохо разговаривают), чаще свойственны проявления физической агрессии. Она может проявляться в следующих формах: драка, укусы, отталкивание находящихся поблизости детей и взрослых, разбрасывание вещей и др. Кроме того, помимо физической агрессии в поведении детей может прослеживаться и вербальная агрессия, например, употребление грубых и обидных слов.
Иногда ребенок старается совершить все негативные действия и поступки исподтишка: толкается, щиплется. Эта форма проявления гнева является наиболее деструктивной. В этом случае в процессе коррекционной работы желательно научить детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения, это:
перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики, музыкальные инструменты и т. д.);
вербальное выражение гнева в вежливой форме (называние своих отрицательных эмоций: «Я злюсь», «Я сержусь»);
Кроме того, взрослыми могут использоваться следующие приемы воздействия на ребенка:
использование физического препятствия перед назревающей вспышкой гнева, например: остановить занесенную для удара руку, удержать за плечи и твердо сказать «нельзя»;
отвлечение внимания малыша интересной игрушкой или каким-либо занятием;
мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта);
удаление объекта, раздражающего ребенка.
Частью коррекционной работы психолога с агрессивным ребенком является разъяснение родителям причин возникновения и способов профилактики подобного поведения ребенка.
На становление агрессивного поведения влияет множество факторов и прежде всего семейные взаимоотношения. В семьях, где между родителями существуют разногласия, ссоры, как правило, дети более раздражительны и вспыльчивы. Если во взаимоотношениях ребенка с матерью не наблюдалось надежной привязанности, то, возможно, в будущем для него станут характерными эмоциональные вспышки. Если один или оба родителя часто проявляют нерешительность в критических ситуациях (купить или не купить игрушку, дать или не дать сладкое), то ребенок, скорее всего, начнет манипулировать взрослым с целью достижения желаемого. Аналогичный эффект может иметь непоследовательность в воспитании ребенка и различные подходы родителей в воспитании.
В семьях, в которых растут несколько детей, также важна гармония во взаимоотношениях старших и младших. Агрессивное поведение старшего брата или сестры с легкостью усваивается малышом.
Если родители подавляют агрессию ребенка с позиции силы и/или отвечают на детскую агрессию гневной вспышкой, то ребенок усваивает эти формы поведения и применяет их в дальнейшем в общении с детьми, со взрослыми и в играх.
Для того чтобы наказание стало эффективным, взрослые должны выполнять следующие правила:
Наказание должно следовать непосредственно за проступком.
Наказание должно быть адекватным проступку.
Наказание не должно быть унизительным для ребенка.
Наказание не должно применяться одновременно с поощрением.
Наказание не должно содержать угроз, и тем более невыполнимых.
О других методиках развития детей можно прочитать здесь:
Методика развития детей Николая Зайцева — «Кубики Зайцева»
Методика раннего развития детей Никитиных
Методика развития детей Марии Монтессори
Методика развития детей Глена Домана
Нескучная зарядка по методике Б. Никитина
Комплекс упражнений по Б. Никитину
Методика развития Марии Гмошинской
Игры, которые лечат
Несмотря ни на что родители должны проявлять заботу о малыше, стараться успокоить его, разговаривать с ним доброжелательным тоном.
Маленьким детям, которые еще не умеют разговаривать (или плохо разговаривают), чаще свойственны проявления физической агрессии. Она может проявляться в следующих формах: драка, укусы, отталкивание находящихся поблизости детей и взрослых, разбрасывание вещей и др. Кроме того, помимо физической агрессии в поведении детей может прослеживаться и вербальная агрессия, например, употребление грубых и обидных слов.
Иногда ребенок старается совершить все негативные действия и поступки исподтишка: толкается, щиплется. Эта форма проявления гнева является наиболее деструктивной. В этом случае в процессе коррекционной работы желательно научить детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения, это:
перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики, музыкальные инструменты и т. д.);
вербальное выражение гнева в вежливой форме (называние своих отрицательных эмоций: «Я злюсь», «Я сержусь»);
Кроме того, взрослыми могут использоваться следующие приемы воздействия на ребенка:
использование физического препятствия перед назревающей вспышкой гнева, например: остановить занесенную для удара руку, удержать за плечи и твердо сказать «нельзя»;
отвлечение внимания малыша интересной игрушкой или каким-либо занятием;
мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта);
удаление объекта, раздражающего ребенка.
Частью коррекционной работы психолога с агрессивным ребенком является разъяснение родителям причин возникновения и способов профилактики подобного поведения ребенка.
На становление агрессивного поведения влияет множество факторов и прежде всего семейные взаимоотношения. В семьях, где между родителями существуют разногласия, ссоры, как правило, дети более раздражительны и вспыльчивы. Если во взаимоотношениях ребенка с матерью не наблюдалось надежной привязанности, то, возможно, в будущем для него станут характерными эмоциональные вспышки. Если один или оба родителя часто проявляют нерешительность в критических ситуациях (купить или не купить игрушку, дать или не дать сладкое), то ребенок, скорее всего, начнет манипулировать взрослым с целью достижения желаемого. Аналогичный эффект может иметь непоследовательность в воспитании ребенка и различные подходы родителей в воспитании.
В семьях, в которых растут несколько детей, также важна гармония во взаимоотношениях старших и младших. Агрессивное поведение старшего брата или сестры с легкостью усваивается малышом.
Если родители подавляют агрессию ребенка с позиции силы и/или отвечают на детскую агрессию гневной вспышкой, то ребенок усваивает эти формы поведения и применяет их в дальнейшем в общении с детьми, со взрослыми и в играх.
Для того чтобы наказание стало эффективным, взрослые должны выполнять следующие правила:
Наказание должно следовать непосредственно за проступком.
Наказание должно быть адекватным проступку.
Наказание не должно быть унизительным для ребенка.
Наказание не должно применяться одновременно с поощрением.
Наказание не должно содержать угроз, и тем более невыполнимых.
О других методиках развития детей можно прочитать здесь:
Методика развития детей Николая Зайцева — «Кубики Зайцева»
Методика раннего развития детей Никитиных
Методика развития детей Марии Монтессори
Методика развития детей Глена Домана
Нескучная зарядка по методике Б. Никитина
Комплекс упражнений по Б. Никитину
Методика развития Марии Гмошинской
Игры, которые лечат
Комментарии (2)