Развивающие игры Никитиных – «Часы» - обучение детей определять время

Часы сейчас есть в каждом доме, и у многих они доже не одни. Ваш ребёнок рано или поздно начнет вас спрашивать: «Что такое часы? Что они показывают? Как определить время?» И вам придётся ответить на все его вопросы, научить определять время. Давайте сделаем из картона детские часы и попробуем обучить малыша.

Циферблат для детей надо сделать покрупнее (диаметр 150—200 мм). Числа, обозначающие часы, не должны задевать круг с минутными делениями и закрываться часовой стрелкой. Поэтому часовую стрелку лучше сделать толстой и короткой, чтобы кончиком она только касалась кружка, где стоит цифра, а минутную — тонкой и длинной, чтобы она шла по черточкам минут.
Чтобы помочь ребенку научиться считать минуты в начальный период овладения часами, можно за минутными делениями написать числа, обозначающие минуты, но мелкими цифрами, примерно так, как на рисунке (можно распечатать готовый шаблон на формате А4).



Чтобы пользоваться часами, ваш ребёнок должен знать числа до 12. В зависимости от его математического развития он сначала узнает только «сколько часов», и его надо похвалить и обнадежить, что «скоро он будет знать и минутки». И не очень торопиться все показать и рассказать, как это делают в школе. Пусть сначала малыши сами их покрутят, попробуют «завести», «поставить время», только пусть обращаются с часами, как часовые мастера, и не ломают стрелки (они — самая уязвимая часть у часов).

Через день-другой, когда желание крутить новые часы уже будет более или менее утолено, можно спросить:
— Кто умеет пускать в ход часы? И пусть он покажет свое умение.
— Какая стрелка крутится быстро? Какая медленно? Направление вращения еще не все могут соблюдать, и тогда можно спросить:
— Что показывает толстая стрелка на часах? Или:
— В какую сторону крутятся стрелки на «взрослых часах»? Если все это малышам более или менее известно, можно установить точно «один час» и, показывая часы, спросить:
— Который час?
И начать показывать положение стрелок, когда ровно 1 час, 2 часа, 3 часа и т.д. до 12. Это самый легкий способ определения времени для малышей, так как часы идут подряд.
Если дети справляются с такой задачей, можно дать подряд только нечетные числа или только четные, а потом переходить к беспорядочному «перепрыгиванию», пока не будет видно, что они знают числа и уже не ошибаются. Только следите внимательно во всех этих задачах, чтобы минутная стрелка всегда приходила на 0 минут.
Переход к чтению минут не надо откладывать, и осуществить его тоже можно с помощью задач. Установив на часах, например, 9 часов и 2 минуты, можно сказать:
— А теперь задача потруднее: сколько часов и сколько минут?
Тут опять малышам легче догадаться, если в следующих задачах будет 3 минуты, потом 4 минуты, 5 и по порядку до тех пор, пока старшему не станет видно, что дети считают число делений по кольцу минут. Темп продвижения целиком будет зависеть от умения взрослого чувствовать и сами возможности малыша, и его темп роста и от меры воодушевления и азарта, который он сумел разжечь.
(Из книги: Никитин Б.П. Интеллектуальные Игры. – Москва, «Лист», 2000.)

О других методиках развития детей можно прочитать здесь:
Методика развития детей Николая Зайцева — «Кубики Зайцева»
Методика раннего развития детей Никитиных
Методика развития детей Марии Монтессори
Методика развития детей Глена Домана
Нескучная зарядка по методике Б. Никитина
Комплекс упражнений по Б. Никитину
<a href=«luntiki.ru/blog/metodika/466.htmlМетодика развития Марии Гмошинской
Игры, которые лечат

Комментарии (0)